Русские художники
Обновлено 06.11.2011 02:08
Поленов В.Д. «Бабушкин сад»
«Московский дворик» - первая картина, которую Поленов представил на Передвижной выставке. За ней последовали «Бабушкин сад» и «Заросший пруд», утвердившие в русском пейзаже систему пленэрной живописи. Эти картины стали не только любимыми произведениями многих поколений людей, но и сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи в целом на пути освоения ею пленэра (живопись на открытом воздухе), создания пейзажа-настроения и пейзажа крупных, монументальных форм. Среди своих собратьев по искусству И.Е. Репина, В.И. Сурикова и даже В.М. Васнецова Василий Дмитриевич Поленов выделялся редкостной разносторонностью творчества и широтой своих художественных интересов.Тему единства человека и природы Поленов мастерски продолжил в картине «Бабушкин сад» (1878), но в ней расставлены иные акценты. Если в «Московском дворике» преобладает идиллическое настроение, то в «Бабушкином саде» художник передает состояние лирической созерцательности — ту элегичность, которая приобретет широкое распространение в русской живописи 1890-х годов.
Поленов В.Д. Бабушкин сад. 1878. 54,7 х 65 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Этот шедевр Поленова входит в своеобразную лирико-философскую трилогию, созданную в 1878—79 годах, — ее, помимо «Бабушкиного сада», составляют картины «Московский дворик» и «Заросший пруд». Более того, с «Московским двориком» она перекликается даже топографически: старый дворянский особняк, изображенный здесь, — это то же самое здание, что присутствует и в «Московском дворике», но — «взятое» с другой стороны. Известен и его тогдашний адрес: дом Баумгартен, угол Трубниковского и Дурновского переулков на Арбате. Вспоминая об эффекте, произведенном этой картиной, показанной на VII передвижной выставке в 1879 году, поленовский ученик М. Нестеров говорил, обращаясь к учителю уже в советское время (на 80-летнем юбилее художника): «Вы с таким молодым, непосредственным чувством, с такой красочной полнотой показали поэзию старого, родного быта, неисчерпаемые тайны нашей родины. Вы как бы заново открыли волшебное обаяние красок».
Это было общее ощущение — ощущение предельной родственности и вместе с тем неизбежности происходящего на полотне. Поленов вновь соединяет в одном произведении пейзаж и жанровую картину, добиваясь при этом удивительной цельности образа.
У Поленова — по самому факту рождения — была возможность близко познакомиться с «дворянскими гнездами» XIX века. Так, незабываемы для него были поездки в Ольшанку Тамбовской губернии, в имение своей бабушки по матери В.Н. Воейковой. Вера Николаевна была дочерью знаменитого архитектора екатерининского времени Н. Львова. И не только архитектора, но поэта, музыканта, художника — то есть человека, принимавшего активное участие в формировании дворянской культуры России. В.Н. Львова, рано осиротевшая, воспитывалась в доме Г. Державина, пристрастно интересовалась русской историей, прекрасно знала — с подачи своего отца, собирателя русских народных песен, — русский фольклор. Ей было что рассказать своим внукам, она умела играть с ними (в частности, устраивала живописные конкурсы наподобие академических — с присуждением «медалей»), Поленов ее очень любил.
Именно здесь, в Ольшанке, он совершил первую попытку создать лирический пейзаж. В 1877 году, в год своего переезда в Москву, накануне появления работ, принесших ему настоящую славу, Поленов написал картину «Пруд в парке. Ольшанка». Тут уже есть образ запущенного парка, есть пышно разросшаяся зелень, есть барский дом на заднем плане. Повествовательность достигается не «оживлением» пейзажа живыми людьми, а как бы опосредованно, самим контрастным сопоставлением природы и творения рук человеческих.
Картину «Бабушкин сад» он решил построить по-иному, на нескольких содержательных уровнях — философская мысль, многократно отражаясь в подобной структуре, зазвучала мощным эхом. Один из упомянутых планов — бабушка и внучка на садовой дорожке.
source

Комментариев нет:
Отправить комментарий